
Содержание
Свое начало город ведет с 1710 года, когда большой участок побережья Финского залива был подарен Петром I князю Меншикову. Дело в том, что именно эта местность была наиболее пригодна для переправы на Кронштадт, в то время как князь был назначен ответственным за строительство морской крепости. Свою роскошную резиденцию Меншиков назвал Ораниенбаумом, то есть «померанцевое дерево», если перевести с немецкого. Это название, возможно, произведенное от дворцовых оранжерей, сохранялось до 1948 г., когда город получил имя Ломоносова. Название Ораниенбаум осталось за дворцово-парковым ансамблем XVIII века. Достопримечательности города Ломоносов несопоставимы по степени подлинности ни с какими другими пригородными дворцовыми зонами Санкт-Петербурга. В значительной степени сохранились неперестроенными не только фасады дворцов со всем их убранством, но даже интерьеры XVIII столетия. Ораниенбаум в ходе военных действий под Ленинградом не был оккупирован немецкими войсками, не подвергался разрушениям; здесь не понадобилось вести восстановительные работы и воссоздавать руинированные дворцы заново. Реставрация 80-х и 90-х гг. прошлого века проводилась с целью сбережения оригинальных строений.
Парадный фасад Ораниенбаума
Большой Меншиковский дворец, замечательный памятник петровского барокко, производит впечатление великолепия и размаха во многом благодаря удачному расположению по краю природной возвышенности. Здание как бы поднимается над местностью и разделят ее на две части: Верхний парк и Нижний. Протяженность дворца, включая боковые павильоны, соединенные плавно изогнутыми галереями с основным корпусом, составляет 210 м. В одной из двух башенок дворца находился бельведер, откуда можно было в подзорную трубу наблюдать Кронштадт. Впечатление величия усиливают построенные позже, в середине XVIII в. знаменитым А. Ринальди, фигурные лестницы, спускающиеся в Нижний парк (с северной стороны). Тогда же придворный императорский архитектор Б. Растрелли завершил отделку внутреннего парадного двора с южной стороны, придав окончательную масштабность всему сооружению. В ансамбль Большого дворца входит также Картинный дом, относящийся к середине XVIII века; название связано с тем, что Петр III расположил в нем свою коллекцию живописи.
Верхний парк, куда обращен парадный двор Большого дворца занимает значительную площадь почти в 160 га. На его территории находятся два исторически сложившихся комплекса: Петерштадт и Собственная дача. Потешная крепость Петерштадт принадлежала супругу Екатерины II, Петру III, удержавшемуся на российским троне не более полугода. Но мы сейчас можем видеть лишь созданные А. Ринальди Въездные ворота и миниатюрный дворец Петра III. Это здание часто сравнивают со шкатулочкой, заполненной сокровищами искусства в стиле рококо. Привлекает Картинный зал, стены которого покрыты сплошной «мозаикой» живописных полотен (шпалерная развеска) и лаковых панно в модном тогда китайском стиле. Особенно ценятся подлинные лепные украшения стен и потолка, среди которых можно видеть так называемый «цветок Ринальди» — своего рода автограф прославленного мастера.
Собственная дача – владения Екатерины II
Дворцы Собственной дачи создавались в соответствии с вкусами и желаниями молодой Екатерины, будущей императрицы. Они остались единственными в России памятниками архитектурного рококо. В них заметно также увлечение китайскими мотивами, характерными для европейской культуры той эпохи.
- Всеобщее внимание привлекает ажурный силуэт Катальной горки, самое необычное творение Ринальди. Этот изящный дворец создавался как часть грандиозного развлекательного комплекса. Гармоничное, стройное здание, которое смотрится издалека как игрушка, на самом деле имеет значительную высоту 33 м. Со второго этажа брали разгон катальные коляски (или сани – зимой) и скользили по волнистому скату с подъемами, длиной более полукилометра. Спуск, оформленный каменной колоннадой, подъемные механизмы исчезли еще в начале XIX века. Но в павильоне Катальной горки сохранились уникальные интерьеры. В Круглом зале выделяется пол, выложенный сложными узорами – инкрустациями из разноцветного искусственного мрамора. Значительную ценность представляет Фарфоровый кабинет. Украшающая его малая скульптура специально заказывалась на легендарной Мейсенской фабрике в Германии.
- Китайский дворец на берегу искусственного пруда – хранилище изделий китайских и японских мастеров: фантастических ваз, шкатулок, мелкой пластики. Его 17 залов включают как парадные помещения, так и жилые: Китайская опочивальня и Туалетная комната Екатерины, Гардеробная. Интерьер каждого помещения уникален и представляет редкостную драгоценность. Восхищает Стеклярусный кабинет с его сказочными вышивками шелком по стеклярусной основе. Старинный паркет с использованием 20 видов древесины выполнен по рисункам Ринальди. К зданию дворца примыкает Китайская кухня, построенная уже в XIX веке в подражание архитектурным приемам Ринальди. Перед дворцом, по берегу Китайского пруда протянулась пергола – озелененная беседка, состоящая из 54 опор-пилонов.
Садово-парковые достопримечательности
Парки Ораниенбаума — творения садовых зодчих, опытных голландских мастеров. Нижний парк имеет регулярную, геометрически выверенную планировку согласно вкусам XVIII века. Ныне он восстанавливается во всех необходимых деталях: фигурно подстриженные деревья, боскеты, зеленые лабиринты, обширные цветочные партеры. Его интересно рассматривать с возвышенных точек – с баллюстрады Меншиковского дворца.
Верхний парк принадлежит другому направлению – пейзажному, следующему как бы естественному расположению насаждений, прудов, речек. Пересеченная, всхолмленная местность с зеркалами водоемов выглядит настолько красиво и живописно, что парк называли «русской Швейцарией». К проекту парка, его планировке приложил руку создатель здешних дворцов Ринальди.
Здесь устроены романтические водопады, прихотливо изгибающиеся линии дорожек, извилистые берега. Парк украшают 30 мостов, архитектурные сооружения, парковые павильоны. Самые большие мосты: Трехарочный и Петровский перекинуты через речку Кароста, пересекающую территорию парка. На островах и посреди зеленых лужаек можно видеть декоративную скульптуру – копии античных шедевров и работы известных русских и европейских мастеров. Рядом с перголой можно видеть искусно исполненную группу «Тритон, спасающий детей». Тройной ряд старых лип идет от Китайского дворца к Каменному залу. Когда-то в его стенах звучала музыка дворцовых концертов и праздников. Перед ним расстилается небольшой пруд, через него переходят по двум каменным мостам. Кавалерский корпус – еще одно строение, затерявшееся в густой зелени. Верхний парк в основных чертах сохранил тот облик, который он получил к середине XIX столетия, что само по себе очень ценно.