
Содержание
Улицы Венеции заменены протоками и каналами: если представить, что их около 150, то уже не придется удивляться количеству мостов – около 400. Венеция строилась на сваях из лиственницы, растущей в Альпах, которая не подвержена гниению. Передвигаются по городу на водном транспорте: моторных лодках, традиционных гондолах, катерах.
Расцвет города приходится на XI – XVI века. Главные архитектурные достопримечательности Венеции, созданные в это время, красноречиво свидетельствуют о богатстве и могуществе морской торговой республики, управлявшейся выборным дожем.
Одна Пъяцца на всех
Главная площадь Венеции – площадь Святого Марка, окруженная знаменитыми архитектурными шедеврами, и бесчисленное количество раз запечатленная мастерами живописи разных эпох. Образовалась она в IX веке перед собором Святого Марка рядом с Большим каналом (Гранд канал), на берегу морской лагуны. Площадь окаймляют Дворец дожей, колонны святого Марка и Святого Теодора, Собор святого Марка, Кампанила Собора, Часовая башня Св. Марка, Старые и Новые Прокурации. Это главный архитектурный ансамбль города. Только эту площадь в Венеции называют «Пьяцца» (площадь), все остальные – «кампо» (поле). Смотрите ниже фото и описание «коронных» достопримечательностей города крылатого льва.
Собор Святого Марка
К IX веку относится и начало строительства собора Св. Марка, предназначавшегося для хранения мощей евангелиста, апостола Святого Марка. Эту реликвию в 829 году чудом удалось вывезти из Византийской Александрии, захваченной мусульманами. Вот уже более тысячи лет мощи святого хранятся в Венеции, а крылатый лев – знак этого апостола – стал символом города. Последующие столетия собор расширялся и украшался скульптурами и мозаикой. Пятикупольный собор, построенный по византийским канонам, имеет высоту 43 м, и внушительные размеры: 76, 5 х 62, м. Почти двести лет создавались мозаичные картины, занимающие площадь 8000 кв.м. Две тысячи драгоценных камней сияют на знаменитом «золотом алтаре» Пала д’Оро. Собор остается хранилищем сокровищ, награбленных крестоносцами после падения Константинополя. В их числе бесценная квадрига из позолоченной бронзы – скульптурная группа четверых коней. Единственный дошедший до нас образец многофигурной античной скульптуры создан в IV веке до нашей эры для украшения арки римского императора Траяна. В настоящее время на соборе установлены бронзовые копии, а оригинал хранится в музее Сан-Марко. Кампанила собора (колокольная башня) высотой почти 100 м, отстроена к 1514 году. Ее пирамидальный шпиль с флюгером-ангелом – высотный ориентир площади.
Дворец дожей – ключ к истории морской республики
С пышным великолепием всего облика Собора Св.Марка соперничает Дворец дожей – выдающийся памятник итальянского готического зодчества. Официальная резиденция правителей Венеции строилась более ста лет, начиная с 1309 года. Здесь находились все государственные органы: Большой совет, Сенат и другие. Парадный балкон посреди фасада служил для выхода дожа перед народом во время праздников и официальных церемоний. Необычность архитектурного решения поражает до сих пор: массивная верхняя часть опирается на ажурные арочные галереи, что должно создавать, по всем канонам зодчества впечатление ненадежности. Однако взгляды наблюдателей захватывает контраст гладкой мраморной стены и игра света и тени в арках, двумя ярусами опоясывающих здание. Две колонны второго яруса намеренно сделаны из более темного, красноватого мрамора: отсюда звучали смертные приговоры.
Слева от главного фасада обращает на себя внимание так называемая «Бумажная дверь», в форме готической арки, обрамленной необычайно изощренным, почти кружевным декором. Венчает ее статуя Правосудия. Название предположительно связано с тем, что на этом месте составлялись жалобы и прошения горожан, здесь же вывешивались законы и декреты республики для ознакомления с ними.
Во внутреннем дворе в крытую галерею второго этажа ведет огромная мраморная Лестница Гигантов, которая в день торжественного венчания нового дожа служила как бы пьедесталом трона. По сторонам лестницы, на самом ее верху установлены гигантские скульптуры Марса и Нептуна – покровителей Венеции. Они и дали название этой лестнице. В парадные залы дворца далее поднимаются по «Золотой лестнице» — когда-то пользоваться ею имели право лишь члены 200 привилегированных семей города, вписанных в «Золотую книгу».
Залы Дворца дожей
Осматривая роскошные помещения дворца, нельзя пропустить залы Большого Совета и Совета Десяти. Большой Совет собирался в самом просторном во всей Италии зале: 54 х 25 м при высоте 15 м. Знаменит собранием полотен гениальных художников Итальянского Возрождения: Тициана, Веронезе, Тинторетто, затягивающими не только стены, но и потолок. Среди них – портреты всех 140 венецианских дожей, но в одной раме вместо портрета мы видим черный свиток – этот дож был казнен за измену. Всю стену за троном дожа занимает грандиозная картина, одна из самых больших в мире – «Рай», написанная Тинторетто и его сыном.
Зал Совета Десяти был местом, где выносились приговоры трибунала. Над ним – тюремные камеры под крышей из свинцовых плит – Пьомбы. Именно в них томились Джордано Бруно и Джакомо Казанова, самый популярный венецианец XVIII века, авантюрист, ловелас и чернокнижник. (Казанова, кстати, единственный узник, сумевший сбежать из Пьомб). Зал Совета Десяти, (также, как и Зал Компаса) украшали полотна Веронезе на символическую тематику («Зевс поражает молнией пороки»). Однако на их месте находятся копии, а оригиналы экспонируются в Лувре. Подлинного Веронезе можно видеть в Зале Коллегии («Венеция на троне»), Тинторетто – в Зале Сената.
Залы Управления Законов соединяет с Новыми тюрьмами известный Мост Вздохов через Дворцовый канал. Понятно, эти «вздохи» диктовались чувствами, далекими от любовных.
Но северной стороне площади Св. Марко уже восемь столетий стоят Старые Прокурации – протяженные трехэтажные здания с пятьюдесятью ажурными арками. Они предназначались для прокуроров республики. В корпусе Новых Прокураций (XVII век) работает знаковое кафе «Флориан», открытое еще в 1720 году. Там же находится художественный музей Коррер и Флигель Наполеона.
Церкви, дворцы, мосты
Старейшую церковь Богоматери Словущей основали в начале XIII века монахи-францисканцы. Позже была пристроена 70-метровая башня-колокольня Современное здание в готическом стиле освящено в 1492 году.
Длина базилики 102 м, в ней свободно размещаются 17 монументальных капелл. Здесь сосредоточено множество знаменитых произведений искусства: триптих Беллини, статуи Иоанна Крестителя работы Я.Сансовино, распятие А. Вероккьо, скульптуры П.Ломбардо, живописные шедевры Тициана. Здесь же находится и захоронение легендарного художника.
На Гранд-канале напротив площади Сан-Марко красуется Базилика Богоматери Исцеляющей — Санта-Мария-делла-Салюте. В начале XVIII века в городе свирепствовала чума, она выкосила почти треть населения, погибли дож и патриарх Венеции. И лишь вмешательство богоматери, если верить легендам, спасло горожан. Пышный барочный храм, который строился почти 50 лет, задуман как венец Деве Марии. Вход в него оформлен в виде грандиозной триумфальной арки. На самом верху величественного купола установлена статуя Богородицы – Повелительницы моря с адмиральским жезлом в руке.
На берегах венецианских каналов – что ни здание, то дворец, достойный восхищения и внимательного осмотра. Остановимся на одном из самых знаменитых, что находится в квартале Каннареджо на Гранд-канале – «Золотом доме» (Ка’д ‘Оро). Построенный в стиле пламенеющей готики в середине XV столетия, он был украшен позолоченными плитками, сплошь покрывающими фасад. Однако после реставрации, проведенной новым владельцем, русским князем Трубецким, плитки исчезли. Слухи указывали на архитектора-реставратора как на похитителя. Сейчас во дворце размещена галерея Франкетти с богатым собранием полотен Тициана, Тинторетто, Мантеньи, скульптуры, старинной мебели.
Мост Риальто – один из символов Венеции, самое посещаемое место возведен в конце XVI века над узкой частью Гранд-канала. Всего одна облицованная мрамором мощная арка длиной 48 м. и шириной 22 несет на себе арочные галереи и лестницы. Опора – 22 тысячи свай, забитых в дно канала. Некогда прямо под аркой причаливали корабли с восточными экзотическими товарами, а в лавочках на мосту шла бойкая торговля.
Острова в лагуне
Сверяясь с картой, необходимо посетить самые знаменитые острова Венеции. И прежде всего остров Лидо, на самом деле это цепочка песчаных островков между лагуной и морем. Остров известен своими пляжами и шикарными отелями. Гранд-отель «Эксельсиор» — место действия рассказа Томаса Манна «Смерть в Венеции», а впоследствии – роскошная декорация для одноименного киношедевра гениального Висконти.
Покрытый кипарисами остров Сан-Микеле (Святого Михаила Архангела)с 1807 года отведен под кладбище, которое постепенно превратилось в нечто вроде пантеона знаменитостей. Здесь нашли последнее пристанище Сергей Дягилев, композитор Игорь Стравинский, поэт Иосиф Бродский.
Острова Мурано, начиная с XIII столетия, заселяли мастера-стеклодувы, державшие в секрете тайны изготовления муранского стекла. Эти изящные изделия производятся и поныне на острове. Полюбоваться ими можно в Музее стекла.
О том, что море постепенно поглощает Венецию, известно давно. На протяжении ХХ века вода ежегодно поднималась на 5 мм. Возросла частота наводнений в лагуне. Некоторые ученые уверяют, что уже к 2028 году жить в городе будет невозможно, а в 2100 он окончательно скроется под водой. Был прекращен промышленный забор воды из артезианских скважин, и темпы оседания немного снизились. Началось строительство дамб в лагуне для защиты от наводнений, однако, они оказались малоэффективными. Это еще одна причина не откладывать знакомство с Венецией.